Обеспечение исполнения государственных контрактов
Главная Инструкции Открытый конкурс — подача заявок

Открытый конкурс — подача заявок

chema2.jpg

Комментарий к разделу «открытый конкурс — подача заявок»

Открытый конкурс является одним из самых распространенных способов определения поставщика при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд. Однако несмотря на достаточно широкое применение указанного метода, он имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества:

  • возможность оценки заявок участников не только по количественным (цена), но и по качественным показателям (уровень квалификации, наличие лицензий и т. д.);
  • возможность передачи отдельных функций, связанных с подготовкой и проведением конкурса, специализированной организации (ч. 1 ст. 40 Закона о контрактной системе);
  • отсутствие рисков, связанных с проведение закупки на электронных площадках (технические сбои, информационные ошибки и т. д.)

Недостатки:

  • высокая вероятность проверки на предмет правильности способа выбора поставщика (ч. 2 ст. 49 Закона о контрактной системе предусматривает ограничения на проведение открытого конкурса);
  • достаточно длительный процесс отбора поставщика;
  • высокий риск предъявления претензий к заказчику и конкурсной комиссии в части соблюдения процедур на всех этапах осуществления закупки;
  • расширенная (по сравнению с электронным аукционом) зона ответственности заказчика (прием и регистрация заявок, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, возврат обеспечения исполнения заявок, хранение документов).

В процессе проведения открытого конкурса выделяют следующие этапы:

  1. Подготовка к проведению открытого конкурса.
  2. Организация проведения конкурса.
  3. Размещение информации об открытом конкурсе.
  4. Прием заявок на участие.
  5. Вскрытие конвертов с заявками и открытие доступа к заявкам, поданным в форме электронного документа.
  6. Выявление участников и определение победителя.
  7. Заключение государственного контракта с победителем.

В рамках настоящего комментария будут рассмотрены вопросы, связанные с проведением первых четырех этапов открытого конкурса.

1-й этап: подготовка к проведению открытого конкурса

1.1. Организация проведения открытого конкурса

1.1.1. Планирование проведения закупки

На данном этапе заказчик определяет перечень необходимых мероприятий, ответственных лиц, а также сроки проведения закупки.

Кроме того, заказчик должен создать комиссию по осуществлению закупки (она может быть как постоянной, так и специально созданной под закупку) либо привлечь специализированную организацию для проведения конкурса.

Рекомендация. Для более эффективной организации конкурса заказчик вправе привлечь специализированную организацию. Это целесообразно при отсутствии или ограниченности собственных кадровых ресурсов, необходимых для проведения конкурса. Привлекать специализированную организацию нужно с учетом времени, которое потребуется заказчику для проведения процедуры выбора специализированной организации (рекомендуется делать это за три месяца до публикации извещения), так как ее отбор осуществляется по требованиям, определенным Законом о контрактной системе.

1.1.2. Издание приказа о проведении закупки с указанием данных, изложенных в п. 1.1.1

Издание приказа не является обязательным, но с точки зрения подготовки к осуществлению закупки, а также регламентации внутренней деятельности заказчика в процессе закупки, является необходимым управленческим решением руководителя компании-заказчика.

Рекомендация. Несмотря на то, что издание указанного приказа в соответствии с Законом о контрактной системе не является обязательным, сделать это нужно заранее (ориентировочно — за два месяца до планируемого срока публикации на официальном сайте Единой информационной системы (далее — ЕИС) извещения о закупке), с учетом времени, необходимого для выполнения всех мероприятий по проведению конкурса.

1.2. Создание конкурсной комиссии и определение порядка ее работы

На данном этапе заказчик издает приказ о создании конкурсной комиссии (либо о привлечении специализированной организации), а также утверждает Положение о порядке ее работы.

Важно. Формировать такую комиссию не требуется, если у заказчика есть постоянно действующая комиссия по осуществлению закупок, которая наделена соответствующими функциями (ч. 3 ст. 39 Закона о контрактной системе).

В соответствии с ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия или специализированная организация должны быть полностью готовы к работе не позднее, чем за 20 календарных дней до предполагаемой даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Рекомендация. На практике конкурсная комиссия должна быть создана, а специализированная организация должна быть отобрана не позднее чем за 2 месяца до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, так как только в этом случае уровень ошибок при проведении открытого конкурса будет минимальным.

2-й этап: организация проведения открытого конкурса

На данном этапе осуществляется разработка и утверждение документов, определяющих порядок и условия участия в открытом конкурсе.

Как правило, конкурсная документация включает следующие разделы:

  1. Общие положения.
  2. Информационная карта.
  3. Форма заявки на участие в конкурсе.
  4. Инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе.
  5. Техническое задание.
  6. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
  7. Проект контракта.

Конкурсная документация должна быть разработана и утверждена не позднее, чем за 20 календарных дней до установленной в ней даты окончания приема заявок на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 49, ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе).

Рекомендация. Целесообразно начать разработку документации заранее, с учетом времени, которое может потребоваться на ее подготовку, согласование и утверждение. На практике это может занять в среднем от 3 до 30 рабочих дней.

3-й этап: размещение информации об открытом конкурсе

В таблице, приведенной ниже, перечислены мероприятия, которые может включать размещение информации об открытом конкурсе.

Составная часть этапа Условия необходимости его прохождения
Регистрация заказчика в ЕИС при проведении открытого конкурса Проводится в случаях, если заказчик ранее не проходил регистрацию либо впервые выступает в данном качестве
Оформление электронной подписи при проведении открытого конкурса В случае отсутствия ЭЦП у должностных лиц заказчика
Подготовка и размещение на официальном сайте ЕИС извещения о проведении открытого конкурса Обязательное условие
Предоставление конкурсной документации по запросу заинтересованного лица Только при наличии запроса заинтересованного лица
Подготовка и размещение на официальном сайте ЕИС разъяснений положений конкурсной документации Только при наличии запроса заинтересованного лица
Внесение изменений в информацию об открытом конкурсе Рекомендуется в случаях, когда выявлено несоответствие конкурсной документации законодательству, потребностям заказчика (ч. 4 ст. 49, ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе)
Отмена проведения закупки

Рассмотрим обязательные составные части данного этапа.

3.1. Подготовка и размещение на официальном сайте ЕИС извещения о проведении открытого конкурса

В соответствии со ст. 49 Закона о контрактной системе, заказчик должен разместить на официальном сайте ЕИС извещение о проведении открытого конкурса не позднее, чем за 20 календарных дней до даты окончания приема заявок на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).

Также для привлечения большего количества участников заказчик вправе опубликовать информацию о конкурсе в СМИ и/или разместить ее в Интернете. Такой способ информирования участников является факультативным и применяется только наряду с общим порядком размещения информации о конкурсе в ЕИС.

Требования к содержанию извещения о проведении открытого конкурса предусмотрены ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе.

В извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны:

  • сведения о заказчике (уполномоченном органе, специализированной организации, контрактной службе, контрактном управляющем): наименование организации, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо (п. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе);
  • наименование и краткое описание объекта закупки;
  • начальная (максимальная) цена контракта;
  • источник финансирования закупки;
  • способ определения поставщиков — открытый конкурс;
  • срок, место и порядок подачи заявок на участие в конкурсе (указываются диапазон дат и время подачи заявок);

Рекомендация. Целесообразно отразить в извещении сведения о наличии по адресу подачи заявок пропускного режима и порядке оформления пропусков.

  • место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Рекомендация. Целесообразно также отразить сведения о наличии по адресу подачи заявок пропускного режима и о порядке оформления пропусков.

  • дату рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе;
  • размер обеспечения заявок, порядок его внесения и реквизиты счета для перечисления денежных средств, условия банковской гарантии;
  • сведения об обеспечении исполнения контракта;
  • требования к участникам закупки, предусмотренные конкурсной документацией;
  • перечень документов, представляемых в составе заявки на участие в конкурсе (приводится перечень, предусмотренный конкурсной документацией);
  • срок, место и порядок предоставления конкурсной документации (обязательно должна быть отражена информации о наличии платы за предоставлении конкурсной документации).

Примечание. В соответствии с п. 3 ст. 42, ч. 3 ст. 114 Закона о контрактной системе определено, что с 1 января 2017 г. также будет необходимо указывать в извещении идентификационный код закупки.

3.2. Предоставление конкурсной документации по запросу заинтересованного лица

Порядок предоставления конкурсной документации должен быть указан в извещении о проведении открытого конкурса. Заказчик обязан предоставить такую документацию (на бумажном носителе или в виде электронного документа) любому заинтересованному лицу на основании письменного заявления (ч. 4 ст. 50 Закона о контрактной системе).

За предоставление конкурсной документации на бумажном или электронном носителе может взиматься плата. При этом размер взимаемой платы указывается в извещении и не может превышать расходов на изготовление копии документации и ее доставку адресату почтой.

Рекомендация. При определении в извещении порядка предоставления документации целесообразно указать следующие сведения:

  • адрес, по которому заинтересованные лица должны направить заявление;
  • срок, в течение которого направляется заявление;
  • порядок (в том числе способ) направления документации заинтересованному лицу.

Важно. Предоставление документации может осуществляться только после публикации на официальном сайте ЕИС извещения о проведении конкурса, а сама документация, размещенная там, должна соответствовать документации, предоставляемой по запросам заинтересованных лиц (ч. 4 ст. 50 Закона о контрактной системе).

Срок предоставления документации — 2 рабочих дня с даты получения заявления.

3.3. Подготовка и размещение в ЕИС (на официальном сайте) разъяснений положений конкурсной документации

В соответствии с ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что после получения от заинтересованного лица запроса о разъяснении положений документации заказчик обязан подготовить такие разъяснения, направить их заинтересованному лицу и разместить в ЕИС (на официальном сайте).

Важно. Если запрос поступает позднее, чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок, то отвечать на него заказчик не обязан.

Срок ответа на запрос о разъяснении положений конкурсной документации — не позднее 2 (двух) рабочих дней с момента получения запроса. Кроме того, заказчик обязан разместить информацию по ответу на запрос в течение 1-го рабочего дня с даты направления ответа заинтересованному лицу (ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе).

3.4. Внесение изменений в информацию об открытом конкурсе

В соответствии с ч. 4 ст. 49 и ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе определено, что заказчик вправе внести изменения в извещение о проведении конкурса и/или в конкурсную документацию, если участник указал в запросе о разъяснении положений документации на ошибки, неточности в конкурсной документации (извещении) либо они выявлены самим заказчиком, а также в иных случаях.

На практике решение о внесении изменений в конкурсную документацию (извещение о проведении открытого конкурса) оформляется приказом.

Важно. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются.

Для изменения информации об открытом конкурсе заказчику необходимо:

  1. Издать приказ об изменении конкурсной документации (извещения о проведении открытого конкурса) — не позднее, чем за 5 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок.
  2. Подготовить и разместить в ЕИС извещение об изменении документации — в течение 1-го календарного дня с даты принятия решения о внесении изменений.
  3. Направить текст изменений участникам закупки, которым конкурсная документация предоставлялась на бумажном или электронном носителе — в течение 2 рабочих дней с даты принятия решения об изменении информации о конкурсе.

3.5. Отмена проведения закупки

Согласно ч. 1 ст. 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об отмене открытого конкурса по своему усмотрению.

Для этого необходимо в соответствии с ч. 3 ст. 36 Закона о контрактной системе:

  • издать приказ и разместить его на официальном сайте ЕИС — не позднее, чем за 5 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок, установленного в конкурсной документации;
  • разместить приказ в ЕИС (на официальном сайте) в день его подписания;
  • незамедлительно известить участников закупки об отмене конкурса;
  • вернуть участникам закупки денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения заявок в срок не более чем 5-ть рабочих дней с даты отмены открытого конкурса (п. 2 ч. 6 ст. 44 Закона о контрактной системе).

Важно. В соответствии с ч. 3 ст. 36 Закона о контрактной системе открытый конкурс считается отмененным с момента размещения решения о его отмене в ЕИС (на официальном сайте).

4-й этап: Прием заявок на участие в открытом конкурсе

Согласно чч. 1, 6 ст. 51 Закона о контрактной системе определено, что после размещения информации об открытом конкурсе на официальном сайте ЕИС заказчик обязан принимать все заявки, которые подаются с соблюдением правил, установленных конкурсной документацией.

Заявки должны поступать в запечатанных конвертах либо в форме электронных документов (если такая форма предусмотрена конкурсной документацией) по тем правилам, которые изложены в конкурсной документации.

Вопрос: Конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе поступил после окончания срока подачи заявок. Обязан ли заказчик принять и зарегистрировать эту заявку? Нужно ли возвращать деньги, перечисленные в качестве обеспечения заявки?

Ответ: В соответствии с ч. 12 ст. 51 Закона о контрактной системе определено, что «конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе, поступивший после истечения срока подачи заявок, не вскрывается, и в случае, если на конверте с такой заявкой указана информация о подавшем ее лице, в том числе почтовый адрес, возвращается заказчиком, специализированной организацией в порядке, установленном конкурсной документацией. Открытие доступа к заявкам на участие в открытом конкурсе, поданным в форме электронных документов после истечения срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, не осуществляется».

При этом согласно п. 5 ч. 5 ст. 44 Закона о контрактной системе — денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения заявки, подлежат возврату.

При получении заявки заказчик выполняет следующие действия:

  • регистрирует заявку (способ регистрации Законом не определен, однако на практике применяется метод «журнальной» регистрации);
  • выдает расписку в получении заявки;
  • обеспечивает сохранность, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность заявки (ч. 11 ст. 51 Закона о контрактной системе).

Важно. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика выдавать расписку в получении заявки на участие в открытом конкурсе. Несмотря на указанное обстоятельство, ввиду сложившейся практики делового оборота, определено, что если заявка подается представителем участника закупки лично, по его требованию следует выдать такую расписку.

Возврат к списку

Комментарии

Эльвира rinel78@list.ru, 25.12.2015 15:45:45

Если приняли заявку на участие в открытом конкурсе в 17.56. Время не было  указано в документации. Но сотрудник работал в отделе, у него ненормированный рабочий день. Нужно ли было принимать эту заявку? Можно ли привлечь сотрудника к дисциплинарному взысканию или выговору?

Gostender Style, 25.12.2015 18:12:25

Эльвира, здравствуйте!

Подробнейший ответ на ваш вопрос дал наш юрист в соответствующем разделе: http://gostenderstyle.ru/legal-advice/zashchita-konkurentsii/zashchita-konkurentsii/

Рады быть полезными вам!

Наши услуги:
Заполнить форму быстрого заказа
Имя
Телефон
E-mail
Сообщение
Остались вопросы?
Напишите их в комментарии ниже. Все комментарии оперативно рассматриваются нашей командой.
Ваше имя
Ваш вопрос
Телефоны
Москва
+7 (499) 703 44 40
Самара
+7 (846) 206 04 03
Екатеринбург
+7 (343) 318 21 77

Заинтересовался? Расскажи партнеру!
© 2012 Gostenderstyle — Все права защищены