В современной сфере государственных закупок есть только два способа обеспечения контракта, которые примет заказчик. В первом случае компания-исполнитель изымает деньги из собственного оборота, заказчик получает к ним доступ и, в случае невыполнения условий контракта, забирает себе оговоренную сумму. Второй вариант наиболее востребованный и популярный: для обеспечения контрактов компании используют банковские гарантии. Это избавляет от необходимости изымать средства из оборота компании, к тому же такой документ можно получить, даже если в наличии нет денег на обеспечение контракта — достаточно только предоставить банку залоговое имущество.
Многие считают банковскую гарантию чуть ли не поручительством перед заказчиком сделки. И это близко к фактическому положению вещей. Однако есть и существенные отличия поручительства в чистом виде от банковской гарантии.
Примечательно, что до вступления в силу ФЗ-44 существовал и третий способ обеспечения контрактов. Это как раз и было поручительство. Данный вариант являлся самым популярным, однако его быстро ликвидировали. Все потому, что в тендерной сфере было распространено очень много фальшивых поручительств от серьезных компаний, а заказчику было крайне трудно обнаружить подделку.
Кроме того, существуют абсолютно разные виды поручительств и банковских гарантий, которые друг к другу не имеют совершенно никакого отношения. В любом случае в сфере госзакупок поручительство уже неактуально, а потому у исполнителей контрактов есть только один вариант — обращаться в банк или к брокерам, с помощью которых и можно сделать банковскую гарантию.